Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Всевидящий «Аргус»: ВКС России получат надежного стража в кратчайшие сроки

Многоцелевой пространственно-распределённый комплекс воздушной разведки позволит создать замену огромным самолетам ДРЛОиУ

3527
На фото: беспилотный летательный аппарат "Охотник" во время первого совместного полета с истребителем Су-57.
На фото: беспилотный летательный аппарат «Охотник» во время первого совместного полета с истребителем Су-57. (Фото: Минобороны РФ/ТАСС)

Очевидно, что перманентно увеличивающаяся дальность современных ракет класса «воздух-воздух» и ЗУР предполагает и существенный рост рисков уничтожения отечественных самолетов ДРЛОиУ (дальнего радиолокационного обнаружения и управления), созданных на базе тяжелых транспортных машин семейства Ил-76 и узкофюзеляжных пассажирских (специальных) самолетов Ту-214.

Не менее туманны в этом плане и перспективы российских аналогов американского Grumman E-2 «Hawkeye» — самолетов Ил-114−300, Ил-212 и Ил-112 В.

Что же касается предлагаемых некоторыми «специалистами» в качестве платформы для создания самолетов ДРЛОиУ импортозамещенных МС-21 и «Sukhoi Superjet New», то следует отметить, что данные машины находятся в начале своего жизненного цикла и в ближайшие десятилетия будут крайне востребованы в гражданском авиасообщении. К тому же их адаптация в качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления займет достаточно большое время, которого у нас, по сути, нет.

Как бы то ни было, все вышеназванные машины более чем уязвимы перед ракетами класса «воздух-воздух», равно как и зенитными управляемыми ракетами большого радиуса действия реального и потенциального противника. Даже заменив Ил-76 на Ту-214 мы выиграем немного.

Читайте также
Глобализм проиграл, убивая сам себя. Что дальше? Глобализм проиграл, убивая сам себя. Что дальше? Андрей Бунич: Действия Трампа укладываются в многовековое противостояние протекционистов и сторонников свободной торговли

РЛС американского AWACS Boeing E-3 «Sentry» обнаруживает первую машину на дальности порядка пятьсот-шестьсот километров, а вторую — четыреста пятьдесят-пятьсот километров. Кроме того, собственное излучение больших российских самолетов ДРЛОиУ настолько велико, что средства радиотехнической разведки обнаруживают их достаточно легко.

И наиболее оптимальным способом минимизации рисков для отечественных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления представителям экспертного сообщества видится создание пространственно-распределенного комплекса «Аргус» (в древнегреческой мифологии всевидящий многоглазый великан).

С учетом ограниченности выбора существующих авианесущих платформ, обладающих соответствующими характеристиками грузоподъемности для размещения радиолокационного комплекса и приемлемыми показателями дальности обнаружения цели, оптимальным и наиболее перспективным вариантом следует считать тяжелый ударный беспилотник С-70 «Охотник». Почему именно он? В основном из-за своих объективных плюсов.

Во-первых, это его малозаметность в радиолокационном и тепловом диапазонах длин волн. Для чего малозаметность «светящейся» на несколько сотен километров беспилотной платформе ДРЛОиУ, работающей в активном режиме, спросите вы? Все очень просто. Активные радиолокационные ГСН, установленные на ракетах «воздух-воздух» и ЗУР большой дальности значительно уступают в мощности радиолокационным станциям ЗРК и самолетов-истребителей, а значит и захват ими БПЛА С-70 «Охотник» становится более проблематичным.

Во-вторых, это серьезные характеристики продолжительности и дальности полета, составляющей примерно шесть тысяч километров. Да, по данным характеристикам российский БПЛА уступает американскому стратегическому разведывательному беспилотнику RQ-4 «Global Hawk», но они выше нежели, у других отечественных беспилотных и пилотируемых платформ, обладающих соответствующими параметрами грузоподъемности.

И, в-третьих, большая грузоподъемность, варьирующаяся в диапазоне от 2,8 до 8,0 тонн, что в сочетании с вместительным внутренним отсеком обеспечит беспроблемное размещение эффективного радиолокационного комплекса.

Обозначенные выше преимущества ударного российского беспилотника С-70 «Охотник» обеспечивают ему статус базы для разработки двух элементов многоцелевого пространственно-распределенного комплекса разведки: высотной — С-70ВР и радиолокационной — С-70РР. Рассмотрим их подробнее.

Доработка стандартного «Охотника» до уровня С-70РР не выглядит сложной — БПЛА полностью освобождается от бортового оборудования, а на его месте монтируются элементы радиолокационного комплекса: РЛС, средства радиотехнической разведки и аппаратура высокоскоростной шифрованной (включая спутниковую) связи. В одном из внутренних отсеков предполагается размещение выдвигающейся РЛС бокового обзора с увеличенной АФАР. Такой, например, как в составе РЛК Н036 «Белка» российского истребителя Су-57.

Возможны и другие варианты технических решений, например, с использованием одностенного полотна, способного разворачиваться на 180о, или направленного перпендикулярно направлению движения двустороннего полотна, а также посредством размещения в носовом отсеке дополнительного полотна, отвечающего за обзор передней полусферы. Кстати, такие решение достаточно активно применяются сегодня в перспективных проектах самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления ведущих в этом направлении стран. От традиционного «гриба» постепенно отходят.

В зону ответственности беспилотного летательного аппарата С-70РР кроме задач ДРЛОиУ входят и радиолокационная разведка наземных целей, и картографирование поверхности Земли в режиме синтезированной апертуры.

Однако активное ведение радиолокационной разведки — не единственная задача многоцелевого пространственно-распределённого комплекса воздушной разведки «Аргус». Очевидно, что Воздушно-космические силы Российской Федерации серьезно отстают в разработке и создании стратегических беспилотных высотных разведчиков. От тех же США, обладающих как проверенными временем RQ-4 «Global Hawk», так и относительно новыми RQ-180 «White Bat».

По мнению профильных специалистов, использование С-70 «Охотник» в качестве платформы для многоцелевого пространственно-распределённого комплекса воздушной разведки «Аргус» способно решить и данную проблему.

Ключевым отличием С-70ВР от С-70РР является максимально возможное облегчение конструкции. Громоздкая подфюзеляжная радиолокационная станция заменена высокоэффективной оптико-электронной станцией, в состав которой включены: малоразмерная РЛС, отвечающая за секторный допоиск цели, оборудование радиотехнической разведки, а также ночной, дневной и тепловизионный каналы.

Применение «Охотника» позволит российской «оборонке», что называется, «перепрыгнуть» через поколение беспилотников, представленное RQ-4 «Global Hawk» и перейти к поколению машин вроде RQ-180 «White Bat». И хотя полной аналогией новому американскому высотному разведывательному БПЛА С-70ВР явно не станет, но его использование позволит оптимизировать турбореактивную силовую установку в режиме полетов на соответствующих высотах и активизировать процесс снижения массы конструктивных элементов, в том числе и в результате применения композитных материалов.

А теперь о серьезной проблеме, существенно затрудняющей применение Воздушно-космических сил Российской Федерации, заключающейся в отсутствии современной высокоскоростной шифрованной спутниковой связи, характеризуемой низкими задержками сигнала. Что необходимо и С-70РР, и С-70ВР. Но даже случае наличия такой связи нельзя сбрасывать со счетов риски ее вывода из строя потенциальным противником.

Следовательно, обеспечение управления беспилотниками, равно как и обработку передаваемой ими разведывательной информации невозможно без воздушного пункта управления (ВПУ). В качестве такового предлагается использовать среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский лайнер Ту-214, условную модификацию которого можно обозначить как ВПУ «Дирижер».

Более того, такое решение способно стать самым простым вариантом реализации многоцелевого пространственно-распределённого комплекса воздушной разведки, ведь в российском авиапарке уже имеются машины версии Ту-214Р (изделие 411), предназначенные для ведения оптико-электронной и радиотехнической разведки, и Ту-214СР (ретранслятор), обладающие схожим функционалом.

А теперь немного о составе комплекса «Аргус» и тактике его применения. Оптимальным вариантом пространственно-распределённого комплекса ДРЛОиУ является следующий: воздушный пункт управления Ту-214 «Дирижер», два С-70ВР и четыре С-70РР.

Данная конфигурация позволит «Аргусу» контролировать линию фронта протяженностью не менее тысячи километров, заменив собой два тяжелых самолета ДРЛОиУ и превосходя их не только в плотности радиолокационного поля, но и в способности оперативно обнаруживать и достаточно точно классифицировать воздушные и наземные (надводные) цели, а также в устойчивости к массированным атакам противника.

Читайте также
На "железку" из Арктики к Транссибу денег нет - но Путин же не зря хотел реанимировать советский мегапроект На «железку» из Арктики к Транссибу денег нет — но Путин же не зря хотел реанимировать советский мегапроект Строительство Северо-Сибирской железной дороги снова отложено из-за высокой стоимости — 50 трлн рублей

Поскольку на высотах в десять-пятнадцать километров облачность, как правило, отсутствует, это позволяет всерьез говорить о возможности применения прямой лазерной связи между Ту-214ВПУ «Дирижер», С-70ВР и С-70РР. Что это дает? Только одно. Абсолютную невозможность постановки помех этому комплексу, как говорится, по умолчанию. Кстати, именно такие технологии прямой высокоскоростной межспутниковой лазерной связи отработаны в рамках американской системы «Starlink». Ведутся подобные работы и в России.

Резюмируем. Создание пространственно-распределенного комплекса воздушной разведки «Аргус» обеспечит российской «оборонке» не только ликвидацию отставания в части строительства самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, но и в плане разработки и создания стратегических высотных беспилотных разведчиков, способных обеспечить РФ информационное превосходство, без которого невозможно стратегическое господство в воздухе.

Применение «Аргуса» в рассмотренной выше конфигурации создаст непроницаемый для средств воздушного нападения щит, ширина которого составит тысячу и более километров. Естественно, достижение максимального уровня эффективности потребует его глубокой интеграции с действующими беспилотными и пилотируемыми платформами, системами радиотехнической разведки, наземными радиолокационными станциями и скорее всего с орбитальной группировкой спутников-разведчиков.


Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Владислав Егоров

Первый секретарь Нижегородского обкома КПРФ

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня